Сайт преподавателя химии и биологии Коноваловой Лидии

Меню сайта
Статистика
Поделиться
Возраст сайта
Наш опрос
Как вы относитесь к вегетарианству?
Всего ответов: 2570
Главная » Файлы » Разработки уроков биологии

УМР "Естественный отбор. Формы естественного отбора"
[ Скачать с сервера (629.5 Kb) ] 28.02.2013, 19:58
Методическая разработка из раздела "Теория эволюции" (чтобы посмотреть нужно скачать)

Самоанализ занятия (2 урока по 45 минут) по теме   

«Естественный отбор, его формы»

(на I курсе в группе 112)

Цели:

Образовательные: сформировать понятия о различных формах естественного отбора, выяснить какое биологическое значение имеют разные формы отбора для существования видов в природе, научится определять формы естественного отбора.

Развивающие: способствовать обучению студентов умению полу­чать, выявлять, сопоставлять, анализировать материал, делать обоснованные выводы и предложения, раскрывать и доказывать их в процессе анализа рассматриваемого вопроса, привлечь к поиску новой информации, работая с учебником.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры умственного труда через умение выслушивать собеседника, находить компромиссные решения, умение отстаивать свою точку зрения в корректной форме.

Вид занятия: комбинированное.

Обучение происходит по рабочей программе. Данное занятие является третьим в  разделе «Эволюционное учение», предыдущая тема «Теория эволюции Дарвина. Борьба за существование».

Используются учебники:

1.     Биология под редакцией академика РАО Н. В. Чебышева А. А.  Москва «Академия» 2009г.

2.     Каменский, Е. А. Криксунов  «Общая биология 10-11 классы». Москва, «Дрофа»  2012.

 

Обеспечение занятия:

Раздаточный материал: дидактические карточки, тестовые задания.

Технические средства: компьютер,  видеофильмы «Искусственный отбор», «Естественный отбор».

 

Студент должен знать: что такое естественный отбор и на чём основывается его действие, формы естественного отбора, результаты естественного отбора.

 

Студент должен уметь: приводить примеры разных форм естественного отбора, объяснять механизм появления адаптаций.

В результате освоения данной темы студент должен овладеть общими (базовыми) и профессиональными компетенциями:

1. Общие (базовые компетенции):

- умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;

- успешное владение и использование информационных технологий;

- способность к сотрудничеству с другими людьми, диалогу;

- демонстрировать глубину полученных знаний  и применять их в профессиональной деятельности;

2. Профессиональные компетенции:

- осознание себя как профессионала;

- умение разрабатывать и анализировать основные направления организации своей жизненной позиции, образа жизни, реализовывать мероприятия по развитию самого себя и окружающих.

 

         Урок начинается с организационного момента, задача которого - подготовить студентов к работе на уроке (приветствие друг друга, проверка готовности студентов к занятию.) Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить студентов в ход урока.

        Следующий этап - обзор изученного материала - повторение ранее изученных тем и проверка домашнего задания.

        Чтобы определить уровень знаний большинства студентов за короткий промежуток времени, я пригласила 6 человек на первые парты работать по карточкам (задание выполняется в течение 3 минут) проверка знаний о видах борьбы за существование.  Выборочно проверила несколько тетрадей с домашней работой (было задано заполнить таблицу «Виды борьбы за существование»). В это время остальные студенты  повторяли материал прошлой лекции. Затем все ребята закрыли  тетради, и я провела фронтальный опрос, который позволил проверить качество усвоения материала по теме, выявить пробелы в знаниях и устранить их,  подготовиться к восприятию новой темы. Обязательны на этапе повторения комментирование ответов студентов, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование деятельности  похвалой, одобрением.

     Этап изучения нового материала я начала с сообщения темы, целей и задач урока, поставила перед студентами проблемный вопрос: как можно объяснить факт существования без изменений многие миллионы лет знаменитой кистеперой рыбы латимерии, которая появилась на Земле в Девонский период, гаттерии, жившей еще в Триасовый период, дерево гинкго Пермского периода? На них не действуют силы эволюции? Ребята высказывали предположения, разные мнения, а я предложили решить кто из них прав после прослушивания лекции. Таким образом, мне кажется, я пробудила интерес к изучаемому материалу, мотивировала студентов на получений знаний.  Большую часть учебного материала этого урока я предпочла преподавать в виде лекции, основные положения записывали в тетрадь, составляя опорный конспект.  Лекция включала элементы беседы. Для этого студентам предлагались вопросы, при ответе на которые они  привлекали ранее приобретенные знания. При составлении лекции применяла принципы научности и доступности. Соблюдая принцип систематичности, я шла по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному. Для наглядности использовала учебный фильм «Искусственный и естественный отбор». Перед фильмом  студенты получили задание выявить черты сходства и отличия искусственного и естественного отбора.  После просмотра этот вопрос был обсуждён. Часть нового материала студенты изучали самостоятельной, работая с тетрадями и учебником: заполняли таблицу,  в которую записывали формулировки, приводили примеры, затем вместе со мной проверяли  правильность заполнения. В ходе объяснения был найден ответ на проблемный вопрос поставленный  в начале занятия – естественный отбор имеет разные формы, в том числе и стабилизирующую, результатом которой является сохранения среднего значения признака, а значит,  виды могут многие миллионы лет существовать без изменений.

       Для закрепления полученных знаний я раздала на каждую парту таблицу с конкретными примерами проявления естественного отбора.  На основе полученных знаний, студенты должны определить форму естественного отбора для каждого примера. Ответы заслушали  и обсудили. Часть студентов получило оценки. Данная работа, на мой взгляд, способствует выработке у студентов умений применять полученные знания и показывает каким образом связать теорию с практикой.

      Следующий вид работы мини  - конкурс на лучшее определение «Естественного отбора». Цель данной работы повторение, воспроизведение усвоенного материала, но не дословное, а преобразованное, что способствует обучению студентов умению выявлять, сопоставлять, анализировать материал, делать обоснованные выводы.

     В заключении занятия студентам был предложен тест по вариантам, отвечая на него они могли пользоваться и учебником и лекцией, на мой взгляд это хороший тренажёр для закрепления знаний. На следующем занятии его можно уже использовать как проверочный.

       Домашнее задание. Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено особое внимание. Я задала выучить конспект по данной теме, подобрать примеры разных  форм естественного отбора в дополнительной литературе и в интернете и записать в тетрадь.

Творческий уровень (для желающих): ответить письменно на проблемный вопрос: действует ли на современного человека естественный отбор? Своё мнение доказать.

      Таким образом, в ходе урока были использованы различные методы: словесные (беседа, объяснение, лекция, работа с учебником); наглядные (демонстрация видеофильма, иллюстрации в учебнике);  практические (выполнение упражнений).  Один вид работы сменял другой, это препятствовало утомлению студентов, пробуждало интерес к изучаемому материалу, а главное каждый мог получить оценку в соответствии с  проявленной активностью.

     Проведенная проверочная работа и фронтальный опрос показали, что студенты, в целом, тему освоили, способны не только воспроизводить полученные знания, но и применять в нестандартных ситуациях.

    Но следует отметить, что проведенный урок не лишен недостатков. Мне кажется, в беседах студенты не всегда давали полные ответы, некоторые студенты затруднились с самостоятельной формулировкой естественного отбора.  Хотя в целом урок прошел успешно, на позитивной волне. Темп урока выбран в соответствии с интеллектуальными, возрастными и психологическими возможностями студентов. Были созданы все необходимые социально – психологические, учебно – материальные, гигиенические условия для проведения занятия. 

Категория: Разработки уроков биологии | Добавил: Lida | Теги: эволюция
Просмотров: 10104 | Загрузок: 1035 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
Разделы каталога
Учебные фильмы [77]
Тесты по биологии [44]
Студентам [104]
Материалы для студентов
Разработки уроков химии [41]
Разработки уроков биологии [28]
Разработки уроков экологии [33]
Методический уголок (документы, программы, рекомедации) [14]
Полезные книги [25]
Полезные программы [7]
Коллекция Flash [96]
Коллекция презентаций [66]
Творческие работы [77]
Моё хобби [10]
Тесты по химии [71]
Объявление
Репетитор по химии. Решаю задачи по химии и биологии. Обращайтесь через электронную почту lidijav09@rambler.ru
Кнопка сайта
Обменяемся кнопками?

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz