Сайт преподавателя химии и биологии Коноваловой Лидии

Меню сайта
Поделиться
Учителю
Возраст сайта
Наш опрос
Как вы относитесь к вегетарианству?
Всего ответов: 2277
Друзья сайта
УчМаг
  • Узловский филиал "ТОМК"
  • Сайт методиста Узловский филиал "ТОМК"
  • Cайт Головановой Натальи. 3500 разработок для учителя }{имия-наука о прекрасном! Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Наш сайт в каталоге manyweb.ru
  • Объявление
    Решаю задачи по химии и биологии. Обращайтесь через электронную почту lidijav09@rambler.ru
    Статистика
    Главная » Статьи » К урокам биологии

    Сравнение природной и антропогенной экосистем

    Сравнение природной и упрощенной антропогенной экосистем (по Миллеру, 1993)

    Природная экосистема

    (болото, луг, лес)

    Антропогенная экосистема

    (поле, завод, дом)

    Получает, преобразует, накапливает солнечную энергию.

    Потребляет энергию ископаемого и ядерного топлива.

    Продуцирует кислород и потребляет диоксид углерода.

    Потребляет кислород и продуцирует диоксид углерода при сгорании ископаемого топлива.

    Формирует плодородную почву.

    Истощает или представляет угрозу для плодородных почв.

    Накапливает, очищает и постепенно расходует воду.

    Расходует много воды, загрязняет ее.

    Создает местообитания различных видов дикой природы.

    Разрушает местообитания многих видов дикой природы.

    Бесплатно фильтрует и обеззараживает загрязнители и отходы.

    Производит загрязнители и отходы, которые должны обеззараживаться за счет населения.

    Обладает способностью самосохранения и самовосстановления.

    Требует больших затрат для постоянного поддержания и восстановления.

     

    Главная цель создаваемых сельхозсистем - рациональное использование тех биологических ресурсов, которые непосредственно вовлекаются в сферу деятельности человека - источники пищевых продуктов, технологического сырья, лекарственных препаратов.

    Агроэкосистемы создаются человеком для получения высокого урожая - чистой продукции автотрофов.

    Обобщая все уже сказанное об агроэкосистемах подчеркнем следующие их основные отличия от природных (таблица 2).

    1. В агроэкосистемах резко снижено разнообразие видов:

    §  снижение видов культивируемых растений снижает и видимое разнообразие животного населения биоценоза;

    §  видовое разнообразие разводимых человеком животных ничтожно мало по сравнению с природным;

    §  культурные пастбища (с посевом трав) по видовому разнообразию похожи на сельскохозяйственные поля.

    2. Виды растений и животных, культивируемых человеком, «эволюционируют» за счет искусственного отбора и неконкурентоспособны в борьбе с дикими видами без поддержки человека.

    3. Агроэкосистемы получают дополнительную энергию, субсидируемую человеком, кроме солнечной.

    4. Чистая продукция (урожай) удаляется из экосистемы и не поступает в цепи питания биоценоза, а частичное ее использование вредителями, потери при уборке, которые тоже могут попасть в естественные трофические цепи. Всячески пресекаются человеком.

    5. Экосистемы полей, садов, пастбищ, огородов и других агроценозов - это упрощенные системы, поддерживаемые человеком на ранних стадиях сукцессии, и они столь же неустойчивы и неспособны к саморегуляции, как и природные пионерные сообщества, а потому не могут существовать без поддержки человека.

    Таблица 2

    Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем.

    Природные экосистемы

    Агроэкосистемы

    Первичные естественные элементарные единицы биосферы, сформировавшиеся в ходе эволюции.

    Вторичные трансформированные человеком искусственные элементарные единицы биосферы.

    Сложные системы со значительным количеством видов животных и растений, в которых господствуют популяции нескольких видов. Им свойственно устойчивое динамическое равновесие, достигаемое саморегуляцией.

    Упрощенные системы с господством популяций одного вида растения и животного. Они устойчивы и характеризуются непостоянством структуры своей биомассы.

    Продуктивность определяется приспособленными особенностями организмов, участвующих в круговороте веществ.

    Продуктивность определяется уровнем хозяйственной деятельности и зависит от экономических и технических возможностей.

    Первичная продукция используется животными и участвует в круговороте веществ. «Потребление» происходит почти одновременно с «производством».

    Урожай собирают для удовлетворения потребностей человека и на корм скоту. Живое вещество некоторое время накапливается, не расходуясь. Наиболее высокая продуктивность развивается лишь на короткое время.

     

     

    Категория: К урокам биологии | Добавил: Lida (07.05.2012)
    Просмотров: 20958 | Теги: экология | Рейтинг: 3.8/11
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Поиск
    Календарь
    Разделы каталога
    К урокам химии [24]
    К урокам биологии [21]
    Валеология [5]
    Методика [4]
    Химия в медицине [12]
    Уч.литература
    Плакаты
    Кнопка сайта
    Обменяемся кнопками?

    Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz