Методика составления опорного
конспекта
Опорный
конспект – это развернутый план Вашего
предстоящего
ответа на теоретический вопрос. Он
призван
помочь Вам последовательно изложить тему, а
преподавателю
– лучше понимать Вас и следить за
логикой Вашего ответа.
Правильно составленный опорный конспект должен
содержать
все то, что в процессе ответа Вы
намериваетесь
рассказать. Это могут быть чертежи,
графики, формулы (если требуется, с выводом),
формулировки
основных законов, определения.
Основные
требования к содержанию опорного конспекта:
1.
Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.
2.
Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме
записи опорного конспекта:
1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно
было
воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен
составлять примерно один
полный лист.
2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми
логическими
блоками,
т.е. должен содержать несколько
отдельных пунктов, обозначенных
номерами или строчными пробелами.
3.
Акцентирование.
Для лучшего запоминания основного смысла
ОК, главную
идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным
расположением слов (по вертикали, по диагонали).
4.
Унификация.
При составлении ОК используются
определённые аббревиатуры и
условные знаки, часто повторяющиеся в
курсе данного предмета (ВОВ,РФ,и др)
5.
Автономия.
Каждый малый блок (абзац), наряду с
логической связью с
остальными,
должен выражать законченную мысль,
должен быть аккуратно
оформлен (иметь привлекательный вид).
6.
Оригинальность.
ОК должен быть оригинален по форме, структуре,
графическому исполнению, благодаря чему,
он лучше сохраняется в памяти. Он
должен быть
наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.
7.
Взаимосвязь.
Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же
влияет
на усвоение материала.
Примерный порядок составления опорного конспекта
1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по
тексту
учебника, картам, дополнительной литературе.
2.
Выделение главного в изучаемом материале,
составление
обычных кратких записей.
3.
Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных
слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
4.
Продумывание схематического способа кодирования знаний,
использование различного шрифта
и т.д.
5.
Составление опорного конспекта.
|