Сайт преподавателя химии и биологии Коноваловой Лидии

Меню сайта
Статистика
Поделиться
Возраст сайта
Наш опрос
Как вы относитесь к вегетарианству?
Всего ответов: 2572
Главная » Статьи » К урокам биологии

Космическая экология

Эксперт по экологизации аэрокосмической деятельности, кандидат технических и доктор философских наук, космонавт-испытатель Сергей КРИЧЕВСКИЙ уверен, что аэрокосмическая деятельность человечества сегодня представляет собой постоянно возрастающую экологическую опасность для нашей планеты. Не менее актуален сегодня и вопрос о защите дикой природы Луны, Марса, Венеры, других космических объектов. Пришла пора не только осваивать Космос, но и защищать его, создавать «космические заповедники» – иначе мы можем основательно замусорить не только родную планету, но и всю Солнечную систему.


   Одиннадцать лет назад был затоплен крупнейший космический объект, созданный Россией вне Земли в XX веке, – орбитальный комплекс (ОК) «Мир». Экологические последствия эксплуатации, а затем ликвидации станции вызывают серьёзную тревогу специалистов. «Экологические проблемы нарастают намного быстрее, чем мы их осознаём и решаем, – говорит Сергей Кричевский. – История со станцией «Мир» – пожалуй, самая яркая тому иллюстрация. После её экологически грязной, но формально успешной ликвидации некоторые специалисты космической отрасли заявили, что в России отработана технология ликвидации крупных космических объектов, она же будет использована и при ликвидации МКС. На самом деле это не так – такой технологии как не было, так и нет».
   В результате реализации проекта ОК «Мир» на полном жизненном цикле, включая общее потребление всех ресурсов для производства и эксплуатации техники, суммарный объём загрязнений превысил 4 миллиона тонн! Эта чудовищная цифра отражает широкомасштабное негативное воздействие на природную среду и здоровье людей – специалистов, работающих с техникой, населения, живущего вблизи предприятий, космодромов, в районах падения и на прилегающих территориях.
   В гермоотсеках станции образовывалось огромное количество отходов жизнедеятельности и работы экипажа: за полгода полёта двух человек возникала свалка разнообразного мусора массой в целую тонну. До 1995 года всё это погружали в контейнеры и отстреливали за борт, что было небезопасно для космических объектов, в том числе для самой станции. Затем мусор начали увозить пустыми «грузовиками» и «Шаттлами» – ясное дело, на Землю! Кроме того, вокруг станции скапливались продукты работы двигателей, частички топлива, предметы, улетевшие в процессе работы космонавтов… Эти загрязнения простирались на десятки метров вокруг станции и мешали проводить съёмки и замеры при помощи бортовой оптической аппаратуры.
   В официальных отчётах бодро сообщалось, что все транспортные корабли «Союз» благополучно возвращались на Землю. Однако в них не уточнялось, что сами-то аппараты с небольшим грузом (по 50 кг) и экипажами приземлялись благополучно, а вот топливо и другие отсеки сгорали в атмосфере, оставляя шлейфы загрязнений. Все тяжёлые грузовые корабли «Прогресс» на 80–90 процентов «сгинули» в атмосфере, а большинство несгоревших фрагментов упало в Мировой океан, добавив в него 600 тонн мусора!
   То, что в результате ОК «Мир» сгорела и рассеялась в атмосфере Земли в виде многокилометрового шлейфа токсичных загрязнений массой более 115 тонн, не известно широкой общественности. Остаточная стоимость станции составила 1,5–3 миллиарда долларов. Такую сумму потеряла Россия. При этом затраты СССР и России на станцию «Мир», по официальным оценкам, составили около 4 миллиардов долларов. Думаю, эти данные занижены в два–три раза. Один год жизни человека в Космосе обходился в 130 миллионов долларов – 400 тысяч долларов в сутки. В среднем это в тысячи раз дороже, чем требуется для жизнеобеспечения человека на Земле. Очевидно, что при таких расходах и существующей технике массовое расселение людей в Космосе невозможно».

   Часто спрашивают: «Зачем вообще нужна вся эта космическая деятельность?» С научной точки зрения космическая ракета – огромный «паровоз» с КПД всего один–три процента, остальная же часть стартовой массы превращается в отходы, загрязняющие окружающую среду. Безальтернативный, чисто ракетный этап в развитии космической деятельности подходит к концу. А что придёт ему на смену? Выдающийся мыслитель XX века английский историк и философ А. Тойнби полагал, что «даже самый крупный успех в Космосе будет бессмысленным, если достичь его за счёт принесения в жертву благосостояния жителей нашей планеты».
   Как же быть? Неужели у человечества нет шансов на разумное освоение Космоса? Сегодня в некоторых СМИ появляются заявления серьёзных учёных о том, что попытки покорения Космоса – своего рода «форма безумия» человечества, которое таким образом демонстрирует свои «великодержавные замашки», в то время как на родной планете царят голод и разруха.
   Отчасти так и есть, полагает Сергей Кричевский, однако у нас есть шанс извлечь уроки из собственных ошибок. Главное – надо прекратить развитие космонавтики в тупиковом направлении, когда создаются крупные объекты, превращающиеся в итоге в мусор, сгорающий в атмосфере и тонущий в океане. Это – самоубийственная практика. Необходима адекватная экологическая политика в сфере космической деятельности, а не тупая коммерциализация, которая осуществляется с грубым нарушением экологического законодательства в России, США и других «космических» державах.

   Не за горами день ликвидации МКС: станция, по нынешним оценкам, просуществует не долее 2020 года. Между тем это махина массой около 375 тонн с параметрами близкими тем, что были у «Мира». Однако этап ликвидации не рассматривается в проектной документации. Как бы не вышло новых, ещё худших бед… «Космическая деятельность на сегодня антиэкологична, – считает Кричевский. – Я думаю, необходимо ввести международный мораторий на сжигание в атмосфере Земли и затопление в Мировом океане крупных космических объектов и их фрагментов, разработать и ввести в действие законодательные акты для внедрения экологически безопасных технологий на полном жизненном цикле существования крупных космических объектов, подобных ОК «Мир» и МКС. Уверен: ужесточение экологических требований к пилотируемым полётам, экологизация ракетно-космической техники дадут новый мощный импульс развитию космонавтики. А если этого не произойдёт, неизбежен технологический, экономический, экологический и социальный тупик на космическом пути».
   При этом не обязательно изобретать велосипед. Ещё в начале XX века один из пионеров ракетной техники Ф. А. Цандер предлагал использовать в полёте в качестве ракетного топлива части «космолёта», ставшие ненужными, – сжигать их. В своё время это можно было сделать и с конструкцией «Мира»: пристыковывать к ней новые модули, что-то возвращать на Землю, остальное измельчать, расплавлять и сжигать для поддержания орбиты. Такая схема вполне могла бы работать и сегодня. При этом существенно сэкономили бы на доставке сверхдорогого ракетного топлива грузовыми кораблями с Земли, что, в свою очередь, сократило бы количество пусков ракет и объём загрязнений.
   Экологизация, экомодернизация космической деятельности в России и в мире предполагает, по мнению Сергея Кричевского, целый ряд ключевых моментов: выработку и реализацию адекватной национальной и международной экологической политики по отношению к природе как Земли, так и Космоса в целом; ускоренное обновление парка аэрокосмической техники, отказ от токсичных компонентов топлива; ограничение и минимизацию загрязнений атмосферного воздуха; применение активных систем снижения уровня шума; массовое внедрение технических средств защиты персонала, а также населения планеты от негативных воздействий аэрокосмической деятельности; сокращение площади районов падения отработавших ступеней и других фрагментов ракет на Земле; минимизацию количества «космического мусора» в околоземном космическом пространстве; прекращение массовой практики «штатной» ликвидации отработавших космических объектов и их фрагментов сжиганием в атмосфере и затоплением – и так далее.
   «Всё это не пустые слова, а вполне реальные, осуществимые вещи, – поясняет Кричевский. – Скажем, отказ от токсичных компонентов топлива, в первую очередь, означает полное прекращение применения несимметричного диметилгидразина (НДМГ) – гептила. Это токсикант первого класса опасности, и в космической деятельности России к 2030 году необходимо запретить его использование в ракетах-носителях, разгонных блоках и космических аппаратах, взамен внедрив альтернативные, более безопасные виды топлива – прежде всего, водородо-кислородное, а также принципиально новое топливо с применением нанотехнологий – «нанотопливо». Такие разработки уже существуют, в том числе в нашей стране. Только введение подобных мер может дать нам шанс стать «космическим человечеством», как мечтательно выражался Циолковский, а не космическим агрессором и разрушителем среды собственного обитания, каковым мы, по сути, являемся сейчас, уверен Сергей Кричевский.

 

Наталия Лескова

Категория: К урокам биологии | Добавил: Lida (22.06.2012)
Просмотров: 2429 | Комментарии: 1 | Теги: экология | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Ютера - экологический цент Ижевск  
youtera.ru

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
Разделы каталога
К урокам химии [24]
К урокам биологии [21]
Валеология [5]
Методика [4]
Химия в медицине [12]
Объявление
Репетитор по химии. Решаю задачи по химии и биологии. Обращайтесь через электронную почту lidijav09@rambler.ru
Кнопка сайта
Обменяемся кнопками?

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz